О взаимоотношениях контролирующих органов и предпринимателей

Газета "Бизнес-время" №7-8 (95-96)

Нестабильное законодательство, противоречия в законодательных актах приносят множество неудобств в нормальной работе малого бизнеса. Как следствие, постоянная необходимость отслеживания изменений законов, изменение бланков отчетности и др. Это приводит к неуверенности стабильного ведения бизнеса,  дополнительным отчетам и платежам,  необходимости ежегодно переоформлять различные разрешительные документы, к отвлечению средств на предоплаты. С просьбой осветить наиболее проблемные вопросы, возникающие в работе ФЛП,  редакция  газеты «БИЗНЕС-ВРЕМЯ»  обратилась к предпринимателю из г. Докучаевска, работающего в сфере малого бизнеса  более 17 лет.
Предпринимательская деятельность физического лица-предпринимателя            Александра Валерьевича Ахунзянова началась в 1995 году с открытия киоска по продаже табачных изделий.  На данный момент его предприятие – это дистрибуционно-логистическая, торгово-производственная компания «ДОРС Элит+». Успешная работа розничной сети из 12 магазинов «Элит+» позволила расширить направления деятельности компании, начать переработку сельскохозяйственной продукции и создать производство продуктов питания. Коллектив предприятия насчитывает более 400 человек. «ДОРС Элит +» - это сильная, конкурентоспособная компания, которую знают и уважают в г. Докучаевске и за его пределами.
По словам Александра Валерьевича, ведение такого бизнеса – конечно, дело не простое, требующее многих усилий:  в условиях нынешнего законодательства и подавно. Предприниматель в таких сложных условиях живет одним днем:  стратегию развития предпринимательства разработать практически невозможно. Проблемы предпринимательства носят различный характер:  они могут быть как глобальные, так и  локальные – амплитуда очень велика.  В частности, сдавая отчет в контролирующих инстанциях, можно столкнуться с тем, что его не принимают,  так как предприниматель не выписал какой-то журнал.

Действительно большая нагрузка ложится на предпринимателя в связи с постоянно изменяющимся или несовершенным законодательством.  В частности,  рамки заработной платы были установлены не рынком, а Региональным соглашением. При недифференцированном подходе, эта нагрузка действует одинаково на предпринимателя как в больших городах, как г. Донецк, так и в селе, при том, что доходы разные.

- Многие вопросы возникают по налоговому законодательству. Об этом можно много говорить. Скажу только, что улучшению работы ФЛП хорошо послужили бы  упрощение процедуры получения и продления лицензий, снижение ставки НДС, понижение налоговой нагрузки, установка коридоров лояльности для проверок ГНИ, официальные разъяснения ГНС Украины по вопросу отнесения в расходы амортизации основных средств ФЛП, - говорит Александр Валерьевич.

Отсутствие единого процента предоплаты у коммунальных предприятий, требует немалых капиталовложений. Если не производить предоплату за два месяца, предприятию грозят отключение и штрафы.

Проблемные вопросы возникают и в сфере управления персоналом: отсутствует урегулированная схема расторжения трудовых отношений: при расторжении трудовых отношений работники, зачастую, не являются в центр занятости, где в присутствии юриста и должна проходить процедура расторжения и снятия с регистрации трудового договора. Кроме того,  для расторжения трудового договора, необходимо личное присутствие работника, что предусматривает его отрыв от рабочего процесса (приказ Минтруда от 08.06.2001г. № 260).

Много вопросов возникает с трудоустройством и увольнением инвалидов. По законодательству инвалиды имеют право оставить свое рабочее место, не предупредив об этом руководителя, имеют право рассчитаться по требованию (через день, два или неделю), не отработав при этом 14 дней. Что отрицательно влияет на сбои в работе и трудовую дисциплину других работников. Нежелание инвалидов работать на предприятии, а тем более у частного предпринимателя, который со стороны закона имеет минимальную защиту, приводит к тому, что практически невозможно выполнить 4 % квоту, от общего количества сотрудников.  Если у предпринимателя работает 7 человек, то 8 должен быть инвалид, а зачастую характер работы не позволяет принять на работу такого сотрудника. Контролирующие органы в свою очередь толкают их на трудоустройство. Следовательно, имеют место прогулы, больничные листы и т. д.

При сегодняшнем уровне налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для большинства предприятий частного сектора достаточно ощутимой в финансовом плане становится проблема регулярного повышения минимальной заработной платы.

Согласно с действующим законодательством (инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников (приказ Минтруда и соцполитики № 259/34/5 (z 0555-01) от 08.06.2001)), ФЛП не может открыть трудовую книжку лицу, ранее ее не имеющему.

Много проблем, вплоть до  обращения работника в суд, появляется из-за  невозможности хранения трудовой книжки у работодателя, физического лица (приказ Минтруда от 08.06.20018г. № 260) Это не позволяет во время начислять выплаты по больничным листам, т.к. расчет листа идет от общего стажа работы, запись которого сделана в трудовой книжке.  И, как следствие, увеличение прогулов, разложение трудовой дисциплины, финансовые затраты и падение авторитета руководителя-предпринимателя.

В завершение, хочется сказать, что предпринимателю, особенно начинающему, нужно дать возможность проявить себя, как говорится, стать на ноги. Для этого необходимо стабилизировать постоянные изменения в законодательстве, упорядочить и регламентировать проверки проверяющих органов, наладить механизм получения от предпринимателей обратной связи с помощью уже созданных инструментов – общественных организаций, направленных на поддержку предпринимателей. Главная цель такой работы – поднять дух предпринимателей активной реализацией стратегий и программ развития и поддержки предпринимательства, как в области, так и в городах.

-А у того, кого есть правильно поставленная цель и для ее достижения он делает что-то каждый день -  все получится. В нашей стране можно и нужно работать! Было бы желание, - сказал  в завершение беседы Александр Ахунзянов.

 

Пресс-служба газеты «Бизнес-время»